Главная arrow книги arrow Копия Глава 26. Философские основания arrow Довод, исходящий из неформализуемости
Довод, исходящий из неформализуемости

1. Качественное обобщение на основании примеров не может быть достигнуто без фоновых знаний. Дрейфусы утверждают, что не существует способа, позволяющего использовать фоновые знания в процессе обучения нейронной сети. А в действительности, как было описано в главе 19, уже разработаны такие методы, которые позволяют использовать априорные знания в алгоритмах обучения. Тем не менее эти методы основаны на том, что в наличии имеются знания, представленные в явной форме, а этот подход братья Дрейфус упорно отрицают. По мнению авторов настоящей книги, взгляды этих ученых являются основательной причиной для серьезного перепроектирования современных моделей нейронной обработки информации, для того чтобы в них можно было воспользоваться знаниями, полученными ранее в процессе обучения, по такому же принципу, как такие знания используются в других алгоритмах обучения.

2.    Обучение нейронной сети представляет собой одну из разновидностей контролируемого обучения (см. главу 18), для которой требуется заблаговременное выявление релевантных входных данных и правильных выходных данных. Поэтому, по утверждению братьев Дрейфус, система обучения нейронной сети не может действовать автономно, без помощи учителя-человека. В действительности обучение без учителя может осуществляться с помощью методов неконтролируемого обучения (см. главу 20) и обучения с подкреплением (см. главу 21).

3.    Производительность алгоритмов обучения снижается при использовании большого количества характеристик, а если выбрано лишь подмножество характеристик, то, по словам этих ученых, "не существует способа введения новых характеристик в том случае, если будет обнаружено, что текущее множество не позволяет учитывать некоторые факты, усваиваемые в процессе обучения". В действительности с большими множествами характеристик очень успешно справляются такие новые методы, как машины поддерживающих векторов. Как было показано в главе 19, существует также принципиальная возможность вырабатывать новые характеристики, хотя для этого требуется гораздо больше усилий.

4.    Мозг способен направлять свои сенсоры на поиск релевантной информации и обрабатывать ее для извлечения аспектов, релевантных для текущей ситуации. Но Дрейфусы утверждают, что "в настоящее время неизвестны детали этого механизма и нет даже таких гипотез о его работе, которые направили бы исследования искусственного интеллекта по правильному пути". В действительности проблеме выбора правильной ориентации сенсоров посвящена область активного зрения, основанная на теории стоимости информации (см. главу 16), а полученные теоретические результаты уже были применены при создании некоторых роботов.

В конечном итоге многие проблемы, на которых сосредоточились братья Дрейфус (фоновые обыденные знания, проблема спецификации, неопределенность, обучение, компилированные формы средств принятия решений, важность применения агентов, реагирующих на текущую ситуацию, а не бестелесных машин логического вывода), уже были решены, а достигнутые результаты воплощены в стандартных проектах интеллектуальных агентов. По мнению авторов настоящей книги, это — свидетельство прогресса искусственного интеллекта, а не подтверждение неосуществимости поставленной перед ним цели.